МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11. Родной (русский) язык
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический.
Код и наименование специальности:
09.02.05 Прикладная информатика.
Квалификация выпускника: техник - программист.
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2.
2020 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/6т « /3~»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
2020 г.
Председатель П(Ц)К
одпись
У/
202 0 г.
202/? г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплиныОУД.11. Родной (Русский) язык
по специальности 09.02.05 « Прикладная информатика» разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 13 августа 2014 г. N 1001
(зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33795 );
с учетом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2020/2021 учебный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышлеш1ыщ-коллед>к»;
Рецензенты:
,ГБПОУ РД«ИПК».
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ рабочей программы учебной дисциплины
1.11.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Родной (Русский) язык» реализуется в
пределах основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО
технического и социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по
данным профилям изучают родной (русский) язык в объеме 64 часов
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым
дисциплинам (ОУД по выбору из обязательных предметных областей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (русский) язык» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде,
готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного
языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой
деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной
задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научнотехнической информации;
• умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат, проектную работу;
участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной
форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности),
проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на меж предметном уровне;
4
3) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной,
групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России
и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста,
с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно
научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов
и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной
речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и
учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при
обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования
текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:
функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая
ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный
язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический
аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и
эстетической стороны речевого высказывания.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки - 96 часов, в том числе:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 64часов;
Самостоятельная работа обучающегося - 0 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
лекции
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа
Объем
часов
96
64
44
20
-
32
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной (русский) язык»
Наименование разделов и тем
1
Введение
Содержание учебного материала
2
Содержание учебного материала
1. Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности.
Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и
непубличное.
Речевая ситуация и ее компоненты.
2. Язык и художественная литература.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Содержание учебного материала
Тема 1.1. Фонетика
1. Обобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор.
Содержание
учебного материала
Тема 1.2. Орфоэпия
1. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Роль
логического ударения в стихах Н. Некрасова.
Раздел 2. Лексика и фразеология
Содержание учебного материала
Тема 2.1. Лексика
1.Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
2.Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в
структуре произведения. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и
употребления
Содержание учебного материала
Тема 2.2. Фразеология
1. Русская фразеология.
2. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др.
русских писателей.
3.Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексико-фразеологический
Объём
часов
3
4
Уровень
освоения
4
2
2
2
4
2
2
2
10
2
2
2
2
2
2
2
7
разбор текста.
Раздел 3. Морфемика и словообразование
Тема 3.1. Морфемика и
Содержание учебного материала
словообразование
1. Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные
произведениях И. Гончарова.
Содержание учебного материала
Тема 3.2. Способы
1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
словообразования
6
слова
в
2. Выразительные средства словообразования.
Раздел 4. Морфология и орфография
Тема 4.1. Морфология
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Морфология и
орфография
2
2
Содержание учебного материала
1. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи
2
Содержание учебного материала
1. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля. Публицистический стиль
речи. Жанры публицистического стиля. Устное выступление. Дискуссия.
2. Официально - деловой стиль. Особенности официально-делового стиля. Образцы
деловых бумаг.
3. Разговорный стиль речи, его признаки.
2
10
2
3. Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация..
2
2
1. Обобщающее повторение морфологии. Части речи.
2. Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина.
2. Словообразование и правописание знаменательных и служебных частей речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание.
3. Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных, причастий,
наречий.
Раздел 5. Функциональные стили речи
Содержание учебного материала
Тема 5.1. Текст и его строение
1. Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа
Л.Толстого «Война и мир».
2. Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Тема 5.2. Стили речи
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
2
8
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
Тема 6.1. Основные единицы
1. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Работа с текстами.
синтаксиса. Словосочетание.
Содержание учебного материала
1. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении. Работа с
Тема 6.2. Простое предложение
текстами.
Содержание учебного материала
Тема 6.3. Односоставное и
1 .Односоставное и неполное предложение. Работа с текстами.
неполное предложение.
Содержание учебного материала
Тема 6.4. Односложное простое
предложение.
1. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
2. У потребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Знаки
препинания при обращении.
Тема 6.5. Сложное предложение.
2
2
2
2
2
2
2
Содержание учебного материала
1. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
2. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и
стилях речи. Работа с текстами. Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи. Работа с текстами.
Тема 6.6. Русская пунктуация
16
1. Основные знаки русской пунктуации.
Раздел 7. Культура речи. Речевое общение. Риторика
Содержание учебного материала
Тема 7.1. Культура речи
1. Основные качества хорошей речи.
Самостоятельная работа
2
2
2
2
2
2
2
2
32
Дифференцированный зачет
Итого
96
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет русского
языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- образцы оформления деловых бумаг;
- раздаточный материал; (карточки, тесты, тексты художественных произведений)
- словари
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10—
11 классы. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
Дополнительные источники:
1. Самойлова Е. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А.
Самойлова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 144 с. - (Проф. образование).
[ЭБС http://znanium.com/]
2. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи : учеб, пособ. / В. Н. Руднев. - 4-е
изд., стер. - М : КНОРУС, 2013. - 256 с. - (СПО)
Интернет источники:
1.
Справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру www. gramota. ru/).
2.
Русский язык, Издательский дом «Первое сентября» - www.rus. 1 september.ru
3.
«Я иду на урок русского языка» - www.rus. 1 september.ru/urok/.
4.
Сайт «Виртуальная школа от Кирилла и Мефодия».
5.
Природная грамотность - www.gramota.director.ru «Методика формирования
орфографической зоркости».
6.
Опорный орфографический компакт - www.yamal.org/ook/ (эффективная
методика обучения орфографии.)
7.
Грамотей-клуб - www.gramotey.ericos.ru («Грамотей-класс» «ГрамотейПроф» «Грамотей-Эверест».
8.
Основные
правила
грамматики
русского
языка
www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html (Раздел «Библиотека электронной поэзии».)
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
1
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
Личностные:
1) осознание феномена родного языка как
духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности; понимание
зависимости
успешной
социализации
человека,
способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию
от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения
личности в различных областях человеческой
деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к
речевому
самосовершенствованию;
способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и
потенциального
словаря;
расширение
круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности
в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как
средством получения знаний в разных областях
современной
науки,
совершенствовать
умение
применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение социальными нормами речевого
поведения в различных ситуациях неформального
межличностного и межкультурного общения, а также в
процессе индивидуальной, групповой, проектной
деятельности.
- выборочный и фронтальный
опрос;
- диктант;
- самостоятельная работа,
доклады, защита рефератов;
- индивидуальные задания на
занятиях;
- создание презентаций по теме,
выполненных в различных
компьютерных программах;
- беседы по составленным
кратким конспектам;
- интерактивный диалог в группах
на занятиях;
- письменный диктант по
основным понятиям дисциплины;
- беседа о прочитанной
дополнительной литературе;
-составление сравнительных
таблиц с самостоятельным
И
выделением критериев
рассмотрения;
- работа с текстами
художественных произведений,
- анализ языковых средств.
Предметные:
1) представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России и мира,
об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и
культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной,
нравственной и культурной ценности народа, как
одного из способов приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
4) освоение базовых понятий функциональной
стилистики и культуры речи: функциональные
разновидности языка, речевая деятельность и ее
основные виды, речевая ситуация и ее компоненты,
основные условия эффективности речевого общения;
литературный язык и его признаки, языковая норма,
виды норм; нормативный, коммуникативный и
этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа
слов,
предложений
и
текстов
различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления; проведение
лингвистического
анализа
текстов
разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
оценка коммуникативной и эстетической стороны
речевого высказывания.
12