ОУД.12 Финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование специальности: 09,02.05 Прикладная информатика
(по отраслям)

Квалификация выпускника:
Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1,2

2020 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УМР
Магомедова З.И.
Подпись

/7

ФИО
20 Лл) г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» разработана на

основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в Российской Федера­
ции»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессио­

нального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Ин­

форматика и вычислительная техника, утвержденного приказом Минобрнауки России

№1001 от 13 августа 2014 года (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 №33795);
- профиля получаемого образования;

- примерной программы.

Разработчики:

-

Рецензент:

Абдуллаева Шахризат Гасайниевна, преподаватель ГБПОУ «ИПК»

Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................
1.1. Область применения программы...................................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы...................................................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:.............
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:.......................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы...............................................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.........................................................
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.................. Error!

Bookmark not defined.
3.2 Информационное обеспечение обучения.....................................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­
НОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:..................................................................................................................

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» является ча­
стью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квали­
фицированных рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) базовой подготовки, входящей в
состав укрупненной группы специальностей (профессий) 09.00.00 Информатика и вычис­
лительная техника.
Учебная программа курса «Финансовая грамотность» разработана на основе требова­
ний Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Курс «Финансовая грамотность» может быть включён в вариативную часть основ­
ной образовательной программы (как часть общего гуманитарного и социально-экономи­
ческого цикла).
курс может быть частично интегрирован с обязательными дисциплинами основной
образовательной программы;

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
• приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финан­
совых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институ­
тах из различных источников;
• развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия ре­
шений о сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рис­
ков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе
выбора;
• расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как инве­
стирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного
бизнеса.
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Личностные характеристики и установки:
• сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планиро­
вать и ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом
возможных рисков;
• готовность к правильному поведению в непредвиденных обстоятельствах и к при­
нятию решения о финансовом обеспечении качества жизни;
• готовность жить по средствам.
Метапредметные результаты:
• решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их
условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитова­
ния, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бу­
маги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогооб­
ложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презен­
тация своих качеств

и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор фи­
нансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Ин­
тернет);

• ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учё­
том возможных альтернатив;
• оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптималь­
ный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;
• владеть коммуникативными компетенциями:

О
находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников;
О
грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налого­
плательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);
• анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов.
Предметные результаты:
• владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и про­
дукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок,
риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхова­

ние, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование граждан­
ской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия,
пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банк­
ротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно­
правовая форма предприятия, бизнесплан, финансовые риски, экономический кризис, фи­
нансовое мошенничество, финансовая безопасность);
• знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансо­
выми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, ва­
лютный рынок) и уметь их применять на практике.
Общие профессиональные компетенции:
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (в том
числе для решения собственных финансовых задач), проявлять к ней интерес (ОК-1);
• организовывать собственную деятельность (в том числе в области учёта расходов и
доходов, приобретения финансовых продуктов и услуг), выбирать типовые методы и спо­
собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК2);

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от­
ветственность (в том числе в области личных финансов) (ОК-3);
• осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения про­
фессиональных задач, профессионального и личностного развития (в том числе в области
грамотного финансового поведения) (ОК-4);
• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ­
ной деятельности (ОК-5);
• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями (ОК-6);

• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых) и резуль­
тат выполнения заданий (ОК-7);
•
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалифика­
ции (ОК. 8)
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

108
72

лекции
практические занятия
контрольные работы (если предусмотрено)
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме ДЗ

50
22
36

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разде­
лов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

1

Введение

Тема 1.1. Личное
финансовое пла­
нирование.

Тема 1.2. Контроль семейных
расходов.

Тема 1.3. Семейный бюджет.

2

Содержание учебного материала

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освое­
нии профессий СПО.
Раздел 1. Семейная экономика.
Содержание учебного материала
1 Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать
доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся по­
сле уплаты налогов. Структура доходов населения России.
Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обя­
занности наёмных работников по отношению к работодателю.
Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия
при увольнении.
Безработица, виды безработицы.
2 Практическое занятие №1.
Тема: «Источники денежных средств семьи» «Налоги, уплачиваемые семьёй»
Самостоятельная работа.
Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме.
Содержание учебного материала
1 Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных до­
ходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.
2 Практическое занятие №2.
Тема «Контроль семейных расходов».
Самостоятельная работа.
Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень
жизни населения Республики Дагестан».
Содержание учебного материала
1 Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы
избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.
2 Практическое занятие №3.
Тема «Построение семейного бюджета».

Самостоятельная работа.
Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи».
Содержание учебного материала

Объем
часов

Уровень
освоения

3

4

2

1

6

2

2

2

3
4

2

2

2

3

4

2

2

2

3
4

2

Тема 1.4. Финан­
совое планирова­
ние как способ по­
вышения благосо­
стояния семьи.

Тема 2.1. Способы
увеличения семей­
ных доходов с ис­
пользованием
услуг финансовых
организаций.

Тема 2.2. Валюта
в современном
мире.

Тема 2.3.
Пенсионное обес­
печение и финан­
совое благополучие старости.

Тема 2.4.

1 Роль денег в нашей жизни. Функции денег. Спрос на деньги. Постановка личных (семейных) финансо­
вых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.
2 Практическое занятие №4
Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»
Самостоятельная работа.
Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхож­
дения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.
Содержание учебного материала
1 Инвестиции - сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная
ставка.
Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестицион­
ный доход. Страхование жизни.
2 Практическое занятие №5.
Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».
Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.

2

2

3

4

2

2

2

Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

3

Содержание учебного материала

4

2

2

2

1 Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного
курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.
2 Практическое занятие №6.
Тест «Валюта в современном мире».
Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».
Содержание учебного материала
1 Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд
РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсион­
ный фонд.
2 Практическое занятие №7.
Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».
Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».
Самостоятельная работа.
Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).
Содержание учебного материала

3

4

2

2

2

3
6

2

Банковская си­
стема РФ.

1 Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система стра­
хования вкладов (ССВ).
Центробанк и его роль в банковской системе РФ.
Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.

2 Практическое занятие №8.
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».
Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».
Тема 2.5. Финан­
Содержание учебного материала
совые риски и
1 Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации.
способы защиты
Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пи­
от них.
рамида. Способы сокращения финансовых рисков.
2 Практическое занятие №9.
Тест «Риски в мире денег».
Самостоятельная работа.
Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банк­
ротство», «Финансовое мошенничество»,
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Бизнес, тенденции 1 Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия, налоги
его развития и
на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль
риски.
компании.
2 Практическое занятие №10.
Тест «Собственный бизнес».
Самостоятельная работа.
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Тема 2.7. Страхо- Содержание учебного материала
вание как способ
1 Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и доб­
сокращения фи­
ровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, фи­
нансовых потерь.
нансовая устойчивость страховщика.
Государственное регулирование страхового рынка
2 Практическое занятие №11.
Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь».
Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг».
Дифференцированный зачет
Всего аудиторных занятий:

2

2

3
4

2

2

2

4

4

2

2

2

4
4

2

2

2

4

72

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Кабинет соци­
ально - экономических дисциплин».
1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;

2. Мультимедийные средства обучения:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедиа;
- презентации по темам дисциплины.

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной ли­
тературы

1.
2.

3.
4.

1.

2.
3.
4.

Основная литература
Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя.
СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. СПО. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Ре­
жим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ре
сурс].
Режим
доступа:
http://www.pfrf.ru/files/id/press center/pr/
uchebnik/SchoolBook2018_l.pdf
Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 464 с.

Список литературы и интернет-источников
1. Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
226 с.
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электрон­
ный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf

4. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Берзона. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

5. Степанов А.Г., Кутепова К.О. Всё о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.:
Омега-Л, 2014.

6. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., перераб.
и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://fmc.hse.ru/vaginvideo
Интернет-ресурсы
1. https://fira.ru - сервис для проверки предприятий и работы с экономической статистикой.
2. https://nalog-nalog.ru - бухгалтерские новости и статьи.
3. https://npfsberbanka.ru - НПФ «Сбербанк».

http://ru.investing.com - финансовый портал (данные по финансовым рынкам России).
http://tpprf.ru/ru - Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
http://unionsrussia.ru - Союз профсоюзов России.
http://vip-money.com - сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант».
www.asv.org.ru - Агентство по страхованию вкладов.
www.banki.ru - финансовый информационный портал.
www.ffoms.ru - Федеральный фонд ОМС.
www.fmc.hse.ru - Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования.
12. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
13. www.iblfrussia.org - Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia).
14. www.instaforex.com/ru - сайт компании «ИнстаФорекс» - услуги на рынке Forex.
15. www.nalog.ru/rn77 - Федеральная налоговая служба (ФНС России).
16. www.nalogkodeks.ru - журнал «Налоговая политика и практика».
17. www.o-strahovanie.ru - сайт «Всё о страховании».
18. www.pfrf.r - Пенсионный фонд Российской Федерации.
19. www.rbc.ru - информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
20. www.sberbank.ru - ПАО «Сбербанк России».
21.2 5. www.siora.ru - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
22. www.soglasie-npf.ru - НПФ «Согласие-ОПС».
23. www.vtbnpf.ru - НПФ «ВТБ Пенсионный фонд».
24. Вашифинансы.рф - Проект Минфина России «Дружи с финансами».

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного
опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у
студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения
и знания.

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен
продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной
дисциплины
«Основы
финансовой
грамотности»:
- рассчитывать доходы своей семьи,
полученные из разных источников и остающиеся
в распоряжении после уплаты налогов;
- контролировать
свои
расходы
и
использовать разные способы экономии денег;
- отличить
плановую
покупку
отимпульсивной, купить нужный товар по более
низкой цене; рассчитать общую стоимость
владения (ОСВ);
- правильно обсуждать и согласовывать с
другими членами семьи финансовые вопросы;
- составлять бюджет семьи, оценивать его
дефицит
(профицит),
выявлять
причины
возникновения дефицита бюджета и пути его
ликвидации;
- определять приоритеты, если доходы не
соответствуют
запланированным
расходам;
пользоваться
методом
замкнутого
круга
расходов;
- достигать поставленных финансовых
целей через управление семейным бюджетом.
- пользоваться своими правами на рабочем
месте и в случае увольнения;
- использовать профсоюз для защиты прав
работников и улучшения условий их труда;
- получить пособие по безработице в случае
необходимости;
- выбрать из банковских сберегательных
вкладов тот, который в наибольшей степени
отвечает
поставленной
цели;
рассчитать
процентный доход по вкладу;
- оценить, что предпочтительнее в данный
момент
- сберегательный вклад в банке, вложение
денег в ПИФ или страхование жизни;
- правильно выбрать ПИФ для размещения
денежных средств.
- отличить средства граждан в банках,
которые застрахованы ССВ, учесть сумму
страхового лимита при размещении денег на
банковских депозитах, получить страховое
возмещение по вкладу;
- получить необходимую информацию на
официальных сайтах ЦБ и Агентства по

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания

страхованию вкладов и выбрать банк для
размещения своих сбережений.
- различать
обязательное
пенсионное
страхование и добровольные пенсионные
накопления,
альтернативные
способы
накопления на пенсию;
- определить размер своей будущей пенсии,
пользуясь пенсионным калькулятором;
- делать дополнительные накопления в
негосударственных пенсионных фондах и
правильно выбрать НПФ;
- рассчитать размер ежемесячной выплаты
по кредиту, определить, может ли семья
позволить себе кредит;
- различать банковский кредит, кредит в
торговых сетях и микрокредит;
- воспользоваться досрочным погашением
кредита или рефинансированием кредита;
- распознать разные виды финансового
мошенничества
и
отличить
финансовую
пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
- различать
организационно-правовые
формы
предприятия
и
оценить
предпочтительность использования той или иной
схемы налогообложения;
- защитить себя от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи
страхования;
- различать обязательное и добровольное
страхование;
- правильно выбрать страховую компанию.

Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания

Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания.
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только уровень освоенности умений и усвоенности знаний, но и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и еди­
ный подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические
критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического матери­
ала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и уме­
ний.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой по­
следовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходи­
мые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для
проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов
форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в
полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последова­
тельности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка
пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы ат­
ласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа
показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при по­
мощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную ра­
боту учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возмож­
ность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но
испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к вы­
полнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов
и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретиче­
ского материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учи­
теля и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки
учащегося.

Контроль уровня достижения обучающихся
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематиче­
ский, итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые вы­
полняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный - установление исходного состояния сторон личности учащегося
и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выяв­
ления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах ре­
зультатов с запланированными.
- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои вре­
менные границы и должен закончиться определенным результатом.

Рецензия на рабочую программу
учебной дисциплины
(в структуре программы подготовки специалистов среднего звена)
Общие сведения
1. Фамилия Имя Отчество разработчика (разработчиков) программы дисци­
плины_____________________________________

2. Код и наименование специальности_____________________________________________

3. Индекс и наименование дисциплины____________________________________________

4.Количество часов на освоение программы:

Максимальное количество часов на дисциплину:

108

час.:

обязательная учебная нагрузка студентов
объем времени обязательной части ППССЗ
объем времени вариативной части ППССЗ
Лабораторные работы
Практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа студентов

72_

час., в том числе:
час.
час.
час.
час.
час.
час.

22

36

5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента

Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины

1.1

1.2

1.3

Комплексная оценка программы дисциплины

Оценка
в баллах

1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины

Макс, балл
1,0 = 0,25x4

Титульный лист содержит информацию:
■ лицевая сторона:
наименование органа управления образованием;
наименование образовательной организации;
индекс и наименование учебной дисциплины(по учебному плану);
код и наименование специальности (профессии)
укрупненная группа специальностей (профессий)
квалификация выпускника
год разработки;
■ оборотная сторона:
сведения о согласовании программы дисциплины цикловой комис­
сией и решении об утверждении программы;
сведения о нормативных документах, на основании которых разраба­
тывалась программа;
сведения о разработчиках и рецензентах
Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по уста­
новленной форме.
Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разде­
лов программы дисциплины

1.4

Структура программы соответствует макету

Итоговый балл

2. Оценка раздела 1 «Паспорт программы учебной дисциплины»

2.1

2.2

2.3

2.4

Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную
информацию о принадлежности программы дисциплины к ППССЗ по
специальности и укрупненной группе специальностей, возможности ис­
пользования программы в дополнительном профессиональном образованиии профессиональном обучении.
В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена» правильно указывается принадлежность
дисциплины к обязательной и/или вариативной части учебного цикла
ППССЗ.
Пункт 1.3 «Цели и задачи дисциплины - требования к результатам
освоения дисциплины» содержит обязательные требования к умениям и
знаниям в полном соответствии с ФГОС СПО по специальности и допол­
нительные требования к умениям и знаниям, установленные колледжем к
выпускникам (вариативная часть ППССЗ)
Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учеб­
ной дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени
на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самосто­
ятельную работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом
Итоговый балл

3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины»
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4.2

Макс, балл
1,0 = 0,20x5

Таблица 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» содержит
почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в соответ­
ствии с формой и полностью совпадает с количеством часов, установлен­
ным учебным планом по специальности; форма итоговой (промежуточ­
ной аттестации) указывается правильно
Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» со­
ставлен в полном соответствии с формой; объемы часов по видам учебной ра­
боты обучающихся в паспорте программы и таблицах 2.1,2.2 совпадают
Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименова­
нии разделов и тем программы, содержание учебного материала соответ­
ствует требованиям ФГОС и дополнительным требованиям к умениям и
знаниям, учитывает современное состояние науки и производства; уровни
освоения дидактических единиц обозначаются дидактически целесооб­
разно; вариативная часть содержания программы выделяется курсивом
Указывается порядковая последовательность лабораторных и практиче­
ских занятий; тематика лабораторных и практических занятий, курсового
проекта (работы) (при наличии)учигывает условия будущей профессио­
нальной деятельности обучающихся;
Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся способствует их
творческому развитию, соответствуют целям и задачам освоения учебной
дисциплины
Итоговый балл

4. Оценка раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»

4.1

Макс, балл
1,0 = 0,25x4

Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению»содержит перечень учебных помещений и средств обучения,
необходимых для реализации программы дисциплины.
Перечисленное оборудование является достаточным для проведения ла­
бораторных и практических занятий, предусмотренных программой дис­
циплины

Макс, балл
1,0 = 0,25x4

4.3

4.4

5.1

5.2

5.3
5.4

Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит пере­
чень печатных и электронных изданий основной и дополнительной учеб­
ной литературы по дисциплине;
Год издания основной литературы не старше 5 лет
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р
7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
оформления».
Итоговый балл
5. Оценка раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины»
Наименования умений и знаний полностью совпадают с указанными в п.
1.3 «Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дис­
циплины»
Перечень форм и методов контроля и оценки конкретизирован с учетом
специфики обучения по дисциплине
Указанные формы и методы контроля и оценки отвечают принципам про­
дуктивного обучения
Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему достовер­
ной и объективной диагностики результатов освоения дисциплины
Итоговый балл

Общее заключение^выбраоть нужное):
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению
Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке
Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению
Рекомендации по доработке рабочей программы учебной дисциплины:

Дата:«_____ »______ ____________20___ г.
Рецензент/эксперт:
подпись

/

И. О. Фамилия

С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(ы):
/
подпись
ИО. Фамилия

Макс, балл
1,0 = 0,25x4



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.