МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 09,02.05 Прикладная информатика
(по отраслям)
Квалификация выпускника:
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2020 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УМР
Магомедова З.И.
Подпись
/7
ФИО
20 Лл) г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» разработана на
основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в Российской Федера
ции»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессио
нального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Ин
форматика и вычислительная техника, утвержденного приказом Минобрнауки России
№1001 от 13 августа 2014 года (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 №33795);
- профиля получаемого образования;
- примерной программы.
Разработчики:
-
Рецензент:
Абдуллаева Шахризат Гасайниевна, преподаватель ГБПОУ «ИПК»
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................
1.1. Область применения программы...................................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы...................................................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:.............
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:.......................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы...............................................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.........................................................
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.................. Error!
Bookmark not defined.
3.2 Информационное обеспечение обучения.....................................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬ
НОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:..................................................................................................................
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» является ча
стью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квали
фицированных рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) базовой подготовки, входящей в
состав укрупненной группы специальностей (профессий) 09.00.00 Информатика и вычис
лительная техника.
Учебная программа курса «Финансовая грамотность» разработана на основе требова
ний Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Курс «Финансовая грамотность» может быть включён в вариативную часть основ
ной образовательной программы (как часть общего гуманитарного и социально-экономи
ческого цикла).
курс может быть частично интегрирован с обязательными дисциплинами основной
образовательной программы;
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
• приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финан
совых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институ
тах из различных источников;
• развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия ре
шений о сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рис
ков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе
выбора;
• расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как инве
стирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного
бизнеса.
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Личностные характеристики и установки:
• сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планиро
вать и ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом
возможных рисков;
• готовность к правильному поведению в непредвиденных обстоятельствах и к при
нятию решения о финансовом обеспечении качества жизни;
• готовность жить по средствам.
Метапредметные результаты:
• решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их
условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитова
ния, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бу
маги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогооб
ложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презен
тация своих качеств
и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор фи
нансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Ин
тернет);
• ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учё
том возможных альтернатив;
• оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптималь
ный выбор, выполнять самоанализ полученного результата;
• владеть коммуникативными компетенциями:
О
находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников;
О
грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налого
плательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.);
• анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов.
Предметные результаты:
• владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и про
дукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок,
риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхова
ние, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование граждан
ской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия,
пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банк
ротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно
правовая форма предприятия, бизнесплан, финансовые риски, экономический кризис, фи
нансовое мошенничество, финансовая безопасность);
• знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансо
выми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, ва
лютный рынок) и уметь их применять на практике.
Общие профессиональные компетенции:
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (в том
числе для решения собственных финансовых задач), проявлять к ней интерес (ОК-1);
• организовывать собственную деятельность (в том числе в области учёта расходов и
доходов, приобретения финансовых продуктов и услуг), выбирать типовые методы и спо
собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК2);
• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от
ветственность (в том числе в области личных финансов) (ОК-3);
• осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения про
фессиональных задач, профессионального и личностного развития (в том числе в области
грамотного финансового поведения) (ОК-4);
• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ
ной деятельности (ОК-5);
• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями (ОК-6);
• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых) и резуль
тат выполнения заданий (ОК-7);
•
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалифика
ции (ОК. 8)
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
108
72
лекции
практические занятия
контрольные работы (если предусмотрено)
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме ДЗ
50
22
36
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разде
лов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
1
Введение
Тема 1.1. Личное
финансовое пла
нирование.
Тема 1.2. Контроль семейных
расходов.
Тема 1.3. Семейный бюджет.
2
Содержание учебного материала
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освое
нии профессий СПО.
Раздел 1. Семейная экономика.
Содержание учебного материала
1 Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать
доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся по
сле уплаты налогов. Структура доходов населения России.
Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обя
занности наёмных работников по отношению к работодателю.
Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия
при увольнении.
Безработица, виды безработицы.
2 Практическое занятие №1.
Тема: «Источники денежных средств семьи» «Налоги, уплачиваемые семьёй»
Самостоятельная работа.
Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме.
Содержание учебного материала
1 Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных до
ходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.
2 Практическое занятие №2.
Тема «Контроль семейных расходов».
Самостоятельная работа.
Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень
жизни населения Республики Дагестан».
Содержание учебного материала
1 Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы
избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.
2 Практическое занятие №3.
Тема «Построение семейного бюджета».
Самостоятельная работа.
Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи».
Содержание учебного материала
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
2
1
6
2
2
2
3
4
2
2
2
3
4
2
2
2
3
4
2
Тема 1.4. Финан
совое планирова
ние как способ по
вышения благосо
стояния семьи.
Тема 2.1. Способы
увеличения семей
ных доходов с ис
пользованием
услуг финансовых
организаций.
Тема 2.2. Валюта
в современном
мире.
Тема 2.3.
Пенсионное обес
печение и финан
совое благополучие старости.
Тема 2.4.
1 Роль денег в нашей жизни. Функции денег. Спрос на деньги. Постановка личных (семейных) финансо
вых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.
2 Практическое занятие №4
Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»
Самостоятельная работа.
Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхож
дения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.
Содержание учебного материала
1 Инвестиции - сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная
ставка.
Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестицион
ный доход. Страхование жизни.
2 Практическое занятие №5.
Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».
Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.
2
2
3
4
2
2
2
Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».
3
Содержание учебного материала
4
2
2
2
1 Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного
курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.
2 Практическое занятие №6.
Тест «Валюта в современном мире».
Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».
Содержание учебного материала
1 Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд
РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсион
ный фонд.
2 Практическое занятие №7.
Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».
Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».
Самостоятельная работа.
Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).
Содержание учебного материала
3
4
2
2
2
3
6
2
Банковская си
стема РФ.
1 Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система стра
хования вкладов (ССВ).
Центробанк и его роль в банковской системе РФ.
Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.
2 Практическое занятие №8.
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».
Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».
Тема 2.5. Финан
Содержание учебного материала
совые риски и
1 Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации.
способы защиты
Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пи
от них.
рамида. Способы сокращения финансовых рисков.
2 Практическое занятие №9.
Тест «Риски в мире денег».
Самостоятельная работа.
Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банк
ротство», «Финансовое мошенничество»,
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Бизнес, тенденции 1 Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия, налоги
его развития и
на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль
риски.
компании.
2 Практическое занятие №10.
Тест «Собственный бизнес».
Самостоятельная работа.
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Тема 2.7. Страхо- Содержание учебного материала
вание как способ
1 Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и доб
сокращения фи
ровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, фи
нансовых потерь.
нансовая устойчивость страховщика.
Государственное регулирование страхового рынка
2 Практическое занятие №11.
Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь».
Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг».
Дифференцированный зачет
Всего аудиторных занятий:
2
2
3
4
2
2
2
4
4
2
2
2
4
4
2
2
2
4
72
З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Кабинет соци
ально - экономических дисциплин».
1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
2. Мультимедийные средства обучения:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедиа;
- презентации по темам дисциплины.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной ли
тературы
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Основная литература
Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя.
СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Жданова А.О. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. СПО. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Ре
жим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ре
сурс].
Режим
доступа:
http://www.pfrf.ru/files/id/press center/pr/
uchebnik/SchoolBook2018_l.pdf
Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 464 с.
Список литературы и интернет-источников
1. Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
226 с.
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электрон
ный ресурс]. Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf
4. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.И. Берзона. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.
5. Степанов А.Г., Кутепова К.О. Всё о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.:
Омега-Л, 2014.
6. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., перераб.
и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://fmc.hse.ru/vaginvideo
Интернет-ресурсы
1. https://fira.ru - сервис для проверки предприятий и работы с экономической статистикой.
2. https://nalog-nalog.ru - бухгалтерские новости и статьи.
3. https://npfsberbanka.ru - НПФ «Сбербанк».
http://ru.investing.com - финансовый портал (данные по финансовым рынкам России).
http://tpprf.ru/ru - Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
http://unionsrussia.ru - Союз профсоюзов России.
http://vip-money.com - сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант».
www.asv.org.ru - Агентство по страхованию вкладов.
www.banki.ru - финансовый информационный портал.
www.ffoms.ru - Федеральный фонд ОМС.
www.fmc.hse.ru - Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования.
12. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
13. www.iblfrussia.org - Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia).
14. www.instaforex.com/ru - сайт компании «ИнстаФорекс» - услуги на рынке Forex.
15. www.nalog.ru/rn77 - Федеральная налоговая служба (ФНС России).
16. www.nalogkodeks.ru - журнал «Налоговая политика и практика».
17. www.o-strahovanie.ru - сайт «Всё о страховании».
18. www.pfrf.r - Пенсионный фонд Российской Федерации.
19. www.rbc.ru - информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
20. www.sberbank.ru - ПАО «Сбербанк России».
21.2 5. www.siora.ru - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.
22. www.soglasie-npf.ru - НПФ «Согласие-ОПС».
23. www.vtbnpf.ru - НПФ «ВТБ Пенсионный фонд».
24. Вашифинансы.рф - Проект Минфина России «Дружи с финансами».
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного
опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у
студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения
и знания.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен
продемонстрировать
предметные результаты освоения учебной
дисциплины
«Основы
финансовой
грамотности»:
- рассчитывать доходы своей семьи,
полученные из разных источников и остающиеся
в распоряжении после уплаты налогов;
- контролировать
свои
расходы
и
использовать разные способы экономии денег;
- отличить
плановую
покупку
отимпульсивной, купить нужный товар по более
низкой цене; рассчитать общую стоимость
владения (ОСВ);
- правильно обсуждать и согласовывать с
другими членами семьи финансовые вопросы;
- составлять бюджет семьи, оценивать его
дефицит
(профицит),
выявлять
причины
возникновения дефицита бюджета и пути его
ликвидации;
- определять приоритеты, если доходы не
соответствуют
запланированным
расходам;
пользоваться
методом
замкнутого
круга
расходов;
- достигать поставленных финансовых
целей через управление семейным бюджетом.
- пользоваться своими правами на рабочем
месте и в случае увольнения;
- использовать профсоюз для защиты прав
работников и улучшения условий их труда;
- получить пособие по безработице в случае
необходимости;
- выбрать из банковских сберегательных
вкладов тот, который в наибольшей степени
отвечает
поставленной
цели;
рассчитать
процентный доход по вкладу;
- оценить, что предпочтительнее в данный
момент
- сберегательный вклад в банке, вложение
денег в ПИФ или страхование жизни;
- правильно выбрать ПИФ для размещения
денежных средств.
- отличить средства граждан в банках,
которые застрахованы ССВ, учесть сумму
страхового лимита при размещении денег на
банковских депозитах, получить страховое
возмещение по вкладу;
- получить необходимую информацию на
официальных сайтах ЦБ и Агентства по
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
страхованию вкладов и выбрать банк для
размещения своих сбережений.
- различать
обязательное
пенсионное
страхование и добровольные пенсионные
накопления,
альтернативные
способы
накопления на пенсию;
- определить размер своей будущей пенсии,
пользуясь пенсионным калькулятором;
- делать дополнительные накопления в
негосударственных пенсионных фондах и
правильно выбрать НПФ;
- рассчитать размер ежемесячной выплаты
по кредиту, определить, может ли семья
позволить себе кредит;
- различать банковский кредит, кредит в
торговых сетях и микрокредит;
- воспользоваться досрочным погашением
кредита или рефинансированием кредита;
- распознать разные виды финансового
мошенничества
и
отличить
финансовую
пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
- различать
организационно-правовые
формы
предприятия
и
оценить
предпочтительность использования той или иной
схемы налогообложения;
- защитить себя от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи
страхования;
- различать обязательное и добровольное
страхование;
- правильно выбрать страховую компанию.
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания.
Оперативный контроль в форме:
- написание мини-эссе;
- проверка
практического
домашнего задания.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только уровень освоенности умений и усвоенности знаний, но и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и еди
ный подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические
критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического матери
ала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и уме
ний.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой по
следовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходи
мые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для
проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов
форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в
полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последова
тельности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка
пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы ат
ласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа
показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при по
мощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную ра
боту учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возмож
ность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но
испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к вы
полнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов
и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретиче
ского материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учи
теля и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки
учащегося.
Контроль уровня достижения обучающихся
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематиче
ский, итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые вы
полняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный - установление исходного состояния сторон личности учащегося
и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выяв
ления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах ре
зультатов с запланированными.
- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои вре
менные границы и должен закончиться определенным результатом.
Рецензия на рабочую программу
учебной дисциплины
(в структуре программы подготовки специалистов среднего звена)
Общие сведения
1. Фамилия Имя Отчество разработчика (разработчиков) программы дисци
плины_____________________________________
2. Код и наименование специальности_____________________________________________
3. Индекс и наименование дисциплины____________________________________________
4.Количество часов на освоение программы:
Максимальное количество часов на дисциплину:
108
час.:
обязательная учебная нагрузка студентов
объем времени обязательной части ППССЗ
объем времени вариативной части ППССЗ
Лабораторные работы
Практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа студентов
72_
час., в том числе:
час.
час.
час.
час.
час.
час.
22
36
5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента
Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины
1.1
1.2
1.3
Комплексная оценка программы дисциплины
Оценка
в баллах
1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины
Макс, балл
1,0 = 0,25x4
Титульный лист содержит информацию:
■ лицевая сторона:
наименование органа управления образованием;
наименование образовательной организации;
индекс и наименование учебной дисциплины(по учебному плану);
код и наименование специальности (профессии)
укрупненная группа специальностей (профессий)
квалификация выпускника
год разработки;
■ оборотная сторона:
сведения о согласовании программы дисциплины цикловой комис
сией и решении об утверждении программы;
сведения о нормативных документах, на основании которых разраба
тывалась программа;
сведения о разработчиках и рецензентах
Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по уста
новленной форме.
Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разде
лов программы дисциплины
1.4
Структура программы соответствует макету
Итоговый балл
2. Оценка раздела 1 «Паспорт программы учебной дисциплины»
2.1
2.2
2.3
2.4
Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную
информацию о принадлежности программы дисциплины к ППССЗ по
специальности и укрупненной группе специальностей, возможности ис
пользования программы в дополнительном профессиональном образованиии профессиональном обучении.
В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена» правильно указывается принадлежность
дисциплины к обязательной и/или вариативной части учебного цикла
ППССЗ.
Пункт 1.3 «Цели и задачи дисциплины - требования к результатам
освоения дисциплины» содержит обязательные требования к умениям и
знаниям в полном соответствии с ФГОС СПО по специальности и допол
нительные требования к умениям и знаниям, установленные колледжем к
выпускникам (вариативная часть ППССЗ)
Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учеб
ной дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени
на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самосто
ятельную работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом
Итоговый балл
3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины»
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.2
Макс, балл
1,0 = 0,20x5
Таблица 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» содержит
почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в соответ
ствии с формой и полностью совпадает с количеством часов, установлен
ным учебным планом по специальности; форма итоговой (промежуточ
ной аттестации) указывается правильно
Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» со
ставлен в полном соответствии с формой; объемы часов по видам учебной ра
боты обучающихся в паспорте программы и таблицах 2.1,2.2 совпадают
Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименова
нии разделов и тем программы, содержание учебного материала соответ
ствует требованиям ФГОС и дополнительным требованиям к умениям и
знаниям, учитывает современное состояние науки и производства; уровни
освоения дидактических единиц обозначаются дидактически целесооб
разно; вариативная часть содержания программы выделяется курсивом
Указывается порядковая последовательность лабораторных и практиче
ских занятий; тематика лабораторных и практических занятий, курсового
проекта (работы) (при наличии)учигывает условия будущей профессио
нальной деятельности обучающихся;
Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся способствует их
творческому развитию, соответствуют целям и задачам освоения учебной
дисциплины
Итоговый балл
4. Оценка раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»
4.1
Макс, балл
1,0 = 0,25x4
Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению»содержит перечень учебных помещений и средств обучения,
необходимых для реализации программы дисциплины.
Перечисленное оборудование является достаточным для проведения ла
бораторных и практических занятий, предусмотренных программой дис
циплины
Макс, балл
1,0 = 0,25x4
4.3
4.4
5.1
5.2
5.3
5.4
Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит пере
чень печатных и электронных изданий основной и дополнительной учеб
ной литературы по дисциплине;
Год издания основной литературы не старше 5 лет
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р
7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
оформления».
Итоговый балл
5. Оценка раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины»
Наименования умений и знаний полностью совпадают с указанными в п.
1.3 «Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дис
циплины»
Перечень форм и методов контроля и оценки конкретизирован с учетом
специфики обучения по дисциплине
Указанные формы и методы контроля и оценки отвечают принципам про
дуктивного обучения
Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему достовер
ной и объективной диагностики результатов освоения дисциплины
Итоговый балл
Общее заключение^выбраоть нужное):
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению
Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке
Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению
Рекомендации по доработке рабочей программы учебной дисциплины:
Дата:«_____ »______ ____________20___ г.
Рецензент/эксперт:
подпись
/
И. О. Фамилия
С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(ы):
/
подпись
ИО. Фамилия
Макс, балл
1,0 = 0,25x4