МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОО 02.02. Информатика
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Код и наименование профессии /специальности:
40.02.02 Правоохранительная деятельность
Квалификация выпускника: Юрист
очная
Форма обучения:
Курс:
1
Семестр:
1,2
2023 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «
3^»
202-J г.
Председатель П(Ц)К
___ /с<- /_____ Гарисова А.А.
Подпись
ФИО
JO
ОК
2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
Подпись
ФИО
ЛГ
2023 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СОО 02.02. Инфор
матика по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность разра
ботана на основе требований:
- Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2014г №509 «Об утверждении федераль
ного государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность (За
регистрировано в Минюсте России 21 августа 2014г. №33737)
с учетом:
- профиля получаемого образования,
примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в преде
лах освоения образовательных программ среднего профессионального образова
ния на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны Депар
таментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития об
разования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготов
ки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС
и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министер
ства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учеб
ным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУДД «ЙПК»
Магомедов Тимур Мухтарович - w/ '
(подпись)
Рецензенты/ эксперты: Гарисова А.А.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ
НЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
6
10
12
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОО 02.02. Информатика
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа применяется при изучении дисциплины СОО 02.02. Информатика в
рамках профессии: 40.02.02 Правоохранительная деятельность
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо
вательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественно
научный цикл. Организационно курс построен как сочетание лекционной, практической
аудиторной (класс ЭВМ) и практической самостоятельной частей, направленных на до
стижение следующих целей.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формиро
вание научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, био
логических и технических системах,
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацион
ные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том чис
ле при изучении других дисциплин,
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно
стей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении других дисциплин,
- изучение структуры и содержания потоков информации, виды и принципы ин
формационного поиска и носителей информации,
- знакомство с классификацией социальных технологий,
- рассмотрение перспектив внедрения электронных информационных систем в со
циальную сферу,
- научиться использовать существующее прикладное ПО для обработки информа
ции в профессиональной деятельности.
Кроме того, в рамках данного курса должен быть приобретен практический опыт
обращения с базовыми системными программными продуктами и пакетами прикладных
программ.
В результате изучения курса должны быть получены самые необходимые сведения по
важнейшим вопросам теории и практики информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать базовые системные программные продукты;
- использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для об
работки текстовой, графической, числовой информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычисли
тельных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для
обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации.
4
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие и
профессиональные компетенции (ОК и ПК):_________________________________
Наименование общих компетенций
Код
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и
ОК 02.
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
ОК 03.
нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
ОК 04.
для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и куль
турного контекста.
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,эф
фективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.
ПК
ПК
ПК
ПК
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
ПК 1.5.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Обрабатывать статический информационный контент.
Обрабатывать динамический информационный контент.
Осуществлять подготовку оборудования к работе.
Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки
информационного контента.
Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и
телекоммуникационных
систем,
обеспечивать
их
правильную
эксплуатацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли
ны: максимальной нагрузки 153 часа: из них самостоятельная работа 20
часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 133 часа;
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа
в том числе:
лекции
практические занятия
Итоговая аттестация в форме дифференцированного за
чета
153
133
20
41
90
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1.
СОО 02.02.
Информатика
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
4
1
4
Право собственности на информационный продукт: право распоряжения, право владения,
право использования. Правовое регулирование в информационной деятельности людей.
Роль государства в правовом регулировании. Закон РФ «Об информации информатизации и
защите информации» как юридическая основа гарантий прав граждан на информацию.
Проблемы, стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения ин
формационной деятельности человека. Понятия этики. Этнические нормы информационной
деятельности. Формы внедрения этнических норм. Понятия информационная безопасности.
Понятия информационной среды. Основные цели информационной безопасности. Источ
ники, виды информационных угроз, и их характеристики.
1
6
1
4
2
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обу
чающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Информационная деятель
ность человека.
Тема 1.1
Основные этапы развития
информационного общества.
Тема 1.2
Этнические и правовые нор
мы информационной дея
тельности людей. Информа
ционная безопасность.
Эволюция информатики как науки. Понятие информатики. Этапы развития информацион
ного общества. Его информатизация. Этапы развития технических средств и информацион
ных ресурсов.
Раздел 2.
Информация и информаци
онные процессы.
Тема 2.1
Информация, свойства ин
формации, признаки инфор
мации.
Тема 2.2
Виды информации и формы
представления.
Понятия информация. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Свойства информа
ции, актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность,
адекватность, их характеристика. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из
окружающей жизни. Понятие выборка данных. Рассмотрение примеров геинформационных
систем с точки зрения свойств информации. Адресность информации. Признаки информа
ции, их классификация. Получение информации.
Виды информации и формы представления. Информация, воспринимаемая человеком. Ин
формация, воспринимаемая вычислительной техникой. Система счисления. Представление
в компьютере числовой информации. Представление в компьютере нечисловой информа
ции.
7
Тема 2.3
Передача информации, ин
формационные процессы. Ко
дирование информации.
Тема 2.4
Измерение количества ин
формации. Системы счисле
ния информации. Перевод
чисел из десятеричной систе
мы счисления в любую дру
гую.
Тема 2.5
Информационное общество.
Тема 2.6
Информационные техноло
гии. Информационные ресур
сы.
Microsoft Word
Определение сообщение, сигнал, данные. Процесс передачи информации: источник сооб
щения, передатчик, линия связи, приемник, потребитель сообщения, источник помех. Си
стемы передачи сообщений. Обработка информации. Информационный процесс. Задача
сбора, обмена, хранения и обработки информации в информационном процессе. Определе
ние код, кодирование, язык, перекодирование, декодирование, бит, байт. Двоичное кодиро
вание. Кодирование чисел, текстовой информации, графической и звуковой информации,
кодирование изображения.
Понятие количество информации. Измерение целесообразности информации. Измерение
полезности информации. Определение тезаурус, интерпретатор. Система счисления. Виды
систем счисления информации. Единицы измерения информации. Перевод чисел из десяте
ричной системы счисления в любую другу.
8
2
4
2
Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика ЭВМ и связь
с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Определение
информационное общество. Характеристика информационного общества. Понятие инфор
матизации. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества в ин
формационное. Информационная культура. Компьютерная грамотность. Вредоносные про
граммы.
Определение технология, информационная технология, информационно
коммуникационная технология. Сопоставление материальной и информационной техноло
гий. Инструментарий информационной технологии. Информационные технологии и ин
формационные системы. История развития информационной технологии. Основные свой
ства информационной технологии. Основные виды ресурсов. Понятие информационного
ресурса, информационного продукта. Рынок информационных продуктов. Информацион
ный ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное исполь
зование информационных ресурсов на развитии общества.
6
1
5
1
Практические занятия:
1. Ввод, редактирование и сохранение документа в Word.
2. Копирование и перемещение контекста, поиск и замена контекста, проверка правописания, про
смотр и печать документа в Word.
3. Форматирование символов, абзацев, страниц. Списки, границы и заливка, использование и со
здание стилей, табуляторы, колонки в Word.
4. Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из файла, создание текстовых
эффектов в Word.
5. Создание и редактирование таблиц, вычисления в таблицах в Word.
6. Использование тезауруса, автозамена, обмен данными между приложениями, запись математи-
24
8
ческих формул, использование шаблонов в Word.
Microsoft Excel
Microsoft Power Point
Microsoft Access
Практические занятия:
1. Ввод и форматирование данных в Excel.
2. Работа с формулами в Excel.
3. Основные встроенные функции Microsoft Excel.
4. Построение диаграмм в Excel.
5. Организация данных в табличном процессоре Excel.
6. Изучение табличного процессора Excel. Создание формул.
7. Решение задач табулирования функций и построение их графиков в табличном процессоре Excel.
Обработка данных в табличном процессоре Excel.
Практические занятия:
1. Создание презентации Power Point.
2. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации Power Point.
3. Создание фотоальбома в Power Point.
4. Добавление гиперссылок, создание и использование управляющих кнопок в Power Point.
5. Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к доставке по Интернету, фор
мирование раздаточного материала. Изменение образцов слайдов и цветовых схем в Power Point.
Практические занятия:
1. Технология разработки баз данных. Операции с данными в таблице в Access.
2. Использование фильтра для отбора данных в таблице. Создание и использование форм в Access.
3. Создание и использование запросов и отчетов в Access.
4. Создание web-страниц доступа к данным. Автоматизация выполнения задач обработки данных. Ис
пользование модулей в Access.
5. Создание кнопок с помощью мастера. Связь между таблицами и целостность данных в Access.
6. Создание базы данных. Операции с таблицами в Access.
7. Модификация базы данных. Работа с данными при помощи запросов в Access.
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении темы:
Изучение специальной литературы, электронных ресурсов и подготовка сообщений по вопросам:
1. Алгоритм создания баз данных.
Тематика практических заданий:
1. Создание базы данных «Географические объекты». Создайте таблицы: Контингенты, страны,
населенные пункты. Заполните таблицы. Свяжите таблицы: Контингенты и Страны, используя связь один-комногим, Страны и Населенные пункты, используя связь один-ко-многим.
30
26
11
20
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
153
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информа
тики и информационных технологий»; лаборатория «Информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеауди
торной самостоятельной работы;
- методические рекомендации для выполнения практических работ;
- перечень теоретических вопросов и практических заданий для подготовки к зачету;
- варианты заданий к зачету по дисциплине «Информатика».
- программные продукты.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Консультации - формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письмен
ные, устные) определяются образовательным учреждением.
А)групповые
Примерная тематика
Работа в Microsoft office
Б) индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости
Примечание: консультации проводятся по мере изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины за счет консультационного фонда.
10
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литерату
ры
Основная литература:
1. Симонович С. В. Общая информатика - СПб., 2017.
2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - СПб.,
2018.
3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - СПб.,
2019.
4. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 1. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
5. Фиошин М. Е., Ресин А.А., Юнусов С. М. Информатика и ИКТ. Часть 2. Профиль
ный уровень. Учеб, для общеобразоват. учреждений 10-11 кл. - М., 2018.
Дополнительная литература:
1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 10 кл. - М., 2018.
2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник 11 кл. - М., 2019.
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 10 кл. - М.,
2018.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник 11 кл. - М.,
2018.
Ресурсы сети Интернет:
1. http://fcior.edu.ru (ресурсы для открытой мультимедиа среды).
2. http://infoschool.narod.ru (содержит различные методические материа
лы, статьи, учебники, материалы к урокам, программное обеспечение,
полезные ссылки и др. из области информатики и информационных
технологий).
3. http://schools.tsu.ru/~wawlasov (сборник нормативных материалов по
информатике и информационным технологиям).
4. http://www.openclass.ru (портал - открытый класс; информация по раз
личным интересам).
И
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
- использовать информационно
коммуникативные технологии в профес
сиональной деятельности;
- обрабатывать текстовую и табличную
информацию;
- использовать деловую графику и муль
тимедиа-информацию;
- применять антивирусные средства защи
ты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс
специализированного
программного
обеспечения, находить контекстную по
мощь, работать с документацией;
- применять специализированное про
граммное обеспечение для сбора, хране
ния и обработки банковской информации
в соответствии с изучаемыми профессио
нальными модулями;
- пользоваться автоматизированными си
стемами делопроизводства создавать пре
зентации;
- применять методы и средства защиты
банковской информации;
- осуществлять информационное обеспе
чение товародвижения;
Знать:
- основные методы и средства обработки,
хранения, передачи и накопления инфор
мации;
- назначение, состав, основные характери
стики компьютера;
- назначение и принципы использования
системного и прикладного программного
обеспечения;
- технологию поиска информации в Ин
тернет;
- основные компоненты компьютерных
сетей, принципы пакетной передачи дан
ных, организацию межсетевого взаимо
действия;
Формы и методы контроля и оценки ре
зультатов обучения
Текущий контроль:
- защита результатов самостоятельной
работы;
- защита практической работы;
- зачет.
Методы контроля:
- фронтальный устный опрос;
- тестирование;
- защита рефератов;
- защита самостоятельных заданий;
12
- принципы защиты информации от не
санкционированного доступа;
- правовые аспекты использования ин
формационных технологий и программ
ного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
- направления автоматизации бухгалтер
ской и коммерческой деятельности
назначение, принципы организации и экс
плуатации бухгалтерских информацион
ных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения
информационной безопасности.
- зачет.
13