ОГСЭ.01 Основы философии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

Код и наименование специальности:
40.02.02 - Правоохранительная деятельность

Квалификация выпускника: Юрист

Избербаш 2023 г

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
Протокол № 'от «

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
г.

<^Z/

Шабанова М.М.
подпись

frf
подпись

% (К

ФИО

2Q^r.

ФИО

.

2(&г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе
требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273 - ФЗ об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по
специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», утвержденного приказом
Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 509 (зарегистрировано в Минюсте России 21 августа
2014 г. № 33737), с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии)’,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчик: Ибрагимова И.И., преподаватель спецдисциплин
Рецензент: Мусаева З.А., преподаватель истории

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.........................

1.1. Область применения программы.......................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы (ППССЗ/ППКСЗ):...................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:.........
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:..................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы......................................................

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.......................
3.2 Информационное обеспечение обучения..........................................................................

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Приложение 1 КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

Приложение 2 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» базовой подготовки.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы
философии может быть использована в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
программ подготовки специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии входит в обязательную часть цикла
ППССЗФГОС среднего общего образования. Программа учебной дисциплины «Основы
философии» относится к базовой части цикла «Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл» (ОГСЭ 01).
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии направлено на достижение
следующих целей:

обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего
специалиста.
В результате изучения обязательной части учебной дисциплины обучающийся
должен знать/ понимать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;
- условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях
риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях,
предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

OK 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том
числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали,
профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к
праву и закону.
ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями
о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности,
необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
1.4, Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48
48

в том числе:
лекционные занятия
практические (семинарские) занятия

30
16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Наименование
разделов и тем

Объем
часов

Уровень
освоения

Содержание учебного материала

Введение.
Философия, ее
место и роль в
жизни обществ

2

1 Философия и мировоззрение: его структура и типы. Предмет философии в понимании различных философов. 2
Разделы философского знания. Основной вопрос философии. Методы философии. Функции философии, роль
философии в жизни человека и общества.

6
Самостоятельная рабоза
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.
Подготовка и оформление эссе, схемы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Эссе: «Есть ли смысл в вашей жизни?»
2. Составить схему «Основной вопрос философии»
Содержание учебного материала
Раздел 1.
4
1 Философия Древнего Востока
Философия
Философия Древнего Египта и Вавилона. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.
античного мира и
Конфуцианство. Практическое занятие
средних веков
4
2 Античная философия
Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. Классический период античной
философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. Объективный идеализм Платона. Философские
идеи Аристотеля. Практическое занятие
3

4
Средневековая философия
Основные черты и этапы средневековой философии. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома
Аквинский. Значение средневековой философии. Практическое занятие

2

Философия Эпохи Возрождения.
Основные направления и проблемы философии Эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Социально-политические концепции эпохи Возрождения.
Семинар- практикум.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к темам).
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.
Подготовка и оформление эссе, схем, таблиц.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление тезисов: «Первоисточник мира в представлении античных авторов».
2. Доклад по выбору студентов «Философы нового времени».
3. Доклад по выбору студентов «Направления философской мысли (Шопенгауэр, Ницше,
экзистенциализм)».
4. Оценка взглядов экзистенциалистов о проблемах существования человека - письменный отчет
5. Составление сравнительной таблицы «Сенсуалисты и рационалисты»

Содержание учебного материала
Раздел 2.
1
Философия Нового
и новейшего
времени

2

Философия Нового времени и Просвещения
&
Общая характеристика философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской
философии. Проблема метода познания: Ф. Бэкон, Р. Декарт. Проблема субстанции: Р. Декарт, Лейбниц,
Спиноза. Теория общественного права и общественного договора: Т. Гоббс, Д. Локк. Философия
Просвещения: Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо. Французский материализм XVIII века: Гольбах, Ламетри, ■
Гельвеций.
Семинарское занятие
_______________ _
Немецкая классическая философия
2
Основные направления и черты этого периода. Основатель немецкой классической философии И. Кант и
основная проблематика его творчества. Г. Гегель- основатель диалектического учения. Философия Л.
Фейербаха.
L

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин» по дисциплине
«Основы философии»:
1. Кабинет соответствует санитарно-гигиенические требованиям
2. Кабинет имеет комплект специализированной мебели для:
- организации рабочего места учителя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- рационального размещения и хранения средств обучения; - организации использования
аппаратуры.
3. В кабинете имеется интерактивная доска, персональный компьютер, проектор, колонки
4. Программное обеспечение для интерактивной доски «STARBERD»
5. Программное обеспечение для персонального компьютера:
- Операционная система WindowsXP
- Комплект прикладных программ, входящих в пакет MSOffice
- Программы утилиты (антивирусная программа ESETNOD32, программа-упаковщик WINRAR,
служебные программы и пр.)
- Программа для распознавания текста FineRead - Программа для работы с видеопроектором
- Программа выхода в сеть Интернет Opera, MozilaFirefox (через переносной модем)
6. Установлен встроенный секционный шкаф для хранения учебного оборудования
7. В кабинете имеется комплексно-методическое обеспечение дисциплины «Основы
философии»:
- Стандарты ГОС СПО 3 поколения - Примерная программа
- Рабочая программа
- Учебно-планирующая документация
- Лазерные диски с презентациями к урокам
- Тестовые задания для проведения входного, промежуточного, итогового контроля
- Накопительные папки с индивидуальными заданиями для студентов
- Портфолио преподавателя
- Накопительная папка «Исследовательские работы студентов»

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Дмитриев В. В. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования /
В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020, —281 с.
2. Ивин А. А. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования /
А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 478 с.
3. Светлов В. А. Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. —339 с.
4. Стрельник О. Н. Основы философии: учебник для среднего профессионального
образования / О. Н. Стрельник. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 312 с.
5. Бранская Е. В. Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.
6. Кочеров С.Н. Основы философии: учебное пособие для СПО/ Кочеров С.Н., Сидорова Л.П. 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 177с.

1.

2.

3.

4.
5.

Дополнительные источники:
Иоселиани А. Д. Основы философии: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. Д. Иоселиани. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт,
2020.-531с.
Тюгашев Е. А. Философия: учебник для СПО / Е. А. Тюгашев. — Москва: Издательство
Юрайт, 2019. — 252 с.
Лавриненко В. Н. Основы философии: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан. Л. И. Чернышова. — 8-е
изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
Гуревич П. С. Философия: учебник для среднего профессионального образования /
П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 457 с.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и великих философов. -Москва: Мысль,2015.

Учебно-методические материалы (в печатном и электронном варианте):
1. Контрольно-измерительные материалы (задания на проверку входных, промежуточных и
рубежных знаний, умений)
2. Сборник лекций к урокам
3. Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета,
журнал по технике безопасности, инструкции по технике безопасности, критерии оценок)
Интернет-ресурсы:
1. http://his.lseptember.ru
2. http://www.niro.nnov.ru/Мультимедиа ресурсы для преподавания истории и
обществоведческих дисциплин
3. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/pedagogics/methodics/ 4. http://www.edu.ru
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://www.philosoff.ru/.Библиoтeкa трудов, книг, статей и лекций по философии. Авторские
тематические подборки по древней, античной и средневековой философии...Характеристики
основных философов и философских школ. Материалы для подготовки и ознакомительные
готовые рефераты по философии. Проблематико-исторический каталог материалов.
7. http://filosofia.ru/. Бесплатная электронная библиотека философия, ру посвящена философии и
религии. Можно скачать бесплатно книги, статьи, учебники, методические работы и другие
электронные тексты по философии, религии и непознанному.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты (освоенные умения,
усвоенные знания)

1
Усвоенные знания:
Основные категории и понятия философии

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

2

Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по теме,
диктант понятий.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет

Роль философии в жизни человека и
общества

Основы философского учения о бытии

Сущность процесса познания

Основы научной, философской и
религиозной картин мира

Об условиях формирования личности

Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по теме,
эссе, педагогическое наблюдение за
применением студентами полученных
знаний для определения гражданской
позиции.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; сочинениерассуждение.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по теме;
диктант понятий.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по теме,
участие в дискуссии.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; контроль и
оценка устных сообщений; педагогическое
наблюдение за применением студентами
полученных знаний для правомерного и
социально одобряемого поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет

О свободе и ответственности за сохранение Текущий контроль:
жизни, культуры, окружающей среды устный (письменный) опрос; контроль и
оценка устных сообщений, оппонирование и
умение через участие в дискуссиях,
диспутах, дебатах.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет

О социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий

Освоенные умения:

Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; контроль и
оценка устных сообщений.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет

Ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры гражданина
и будущего специалиста

Текущий контроль:
Контроль и оценка выполнения учебных
действий студентов:
- составление конспекта по тексту учебного
пособия
- участие в дискуссии
- составление таблиц, схем
- написание эссе, сочинений - рассуждений
- использование аргументов для защиты
своей позиции
- формулирование собственных заключений
и оценочных суждений
- самостоятельный анализ и оценка тех или
иных мировоззренческих и этических
позиций окружающих людей, общества в
целом, государств и политических режимов
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.