МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.10 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 2Е02.02 «Бурение нефтяных и газовых
скважин»
Квалификация выпускника: техник-технолог
Форма обучения: очная
Курс: 4
Семестр :8
2023г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному
образованию Федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с
пунктом 4.6. Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской
Федерации на 2013 - 2018 гг.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ 10 . Гражданское население в противодействии
распространению идеологии терроризма разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего обще! (
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ
Минпросвещения
России
от
15.09.2022
N
834
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта средне! !
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовы;
скважин"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631) с учетом
-профиля получаемого образования,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в предела:
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на бам
основного общего образования с учетом требований федеральных государственны;
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднем
профессионального образования (разработаны Департаментом государственно!
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно <
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамент;
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауы
России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин i
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы средне; (
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделе \
профессионального образования Министерства образования и науки Республик
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации г;
2023/2024 учебный год.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензент: преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»__
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....
1.1 Пояснительная записка......................................................................
1.2 Общая характеристика дисциплины.................................................
1.3 Место дисциплины в структуре ОПОП...........................................
1.4 Результаты освоения учебной дисциплины......................................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности..........
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины.................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................
3.1 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.......
3.2 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины..............
14
^4
I4
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................
16
3
4
4
4
5
5
7
7
8
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.Ю в Гражданское население i
противодействии распространения идеологии терроризма предназначена для изучения г
ГБПОУ «ИПК» реализующего образовательную программу среднего общего образования г
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (далее ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих по профессии 21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин .
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному
образованию
Федеральных
государственных
образовательных стандартов, в соответствии с пунктом 4.6. Комплексного плана
противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 гг.
Программа разработана на основе новых методов теории сложности
(«кибернетической эпистемологии»), применяемых в исследованиях специалистами НОЕ
сложных социальных систем РУДН.
Реализация
данной Программы
обусловлена
насущной
необходимостью
формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней политике
проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности г
тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами
противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в
современных условиях.
1.2. Общая характеристика Рабочей программы
Стратегическая цель заключается в формировании социально- политических
компетенций обучающихся посредством правильного понимания и умения теоретическг
различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм
идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международные
терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм,
межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная
среда
национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и
Др.
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована на решение
следующих задач.
1. Теоретические задачи:
— понимание основных форм социально-политического насилия (социальнополитическая компетентность);
4
— знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов
противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач
государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
- знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципог
прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения
нейтрализации и надежного
блокирования их деструктивных форм, разрушительных
для общества (методологическая грамотность);
2. Практические задачи:
— умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов и
радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
— знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ
обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
— знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально
правовая компетентность);
3. Воспитательные
задачи
(формирование
социально-личностных
компетенций):
— формирование
гражданственности,
патриотизма,
социальной
активности обучающихся;
— формирование
представления
о
роли
семейного
воспитания в
преодолении негативных этноконфессиональных установок;
1.3.Место учебной дисциплины
иональной образовательной программы:
в
учебном
планепрофесс
дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального учебного цикл г
образовательной программы по профессии 21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин . i
.4.Результаты освоения учебной дисциплины
В результате
освоения
дисциплины
у студентов
должны
быть
сформированы следующие:
знания:
1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и терроризму,
отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их сущности и специфики;
2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере
обеспечения безопасности и противодействия террористической угрозе;
3. социокультурных, религиозных и этнических аспектов антитеррористической
политики, специфики проявления фактора конфессиональной и этнической принадлежности
представителей различных социальных групп в росте террористической угрозы;
5
4. основ
информационно-психологического воздействия
на
социум
для
формирования антитеррористического сознания и поведения населения, механизмов и
последствий экстремизма и терроризма;
5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму.
В результате
изучения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен
овладеть следующими общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способе
достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать
в команде,
эффективно
общаться
с коллегами,
руководством, клиентами.
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам
Знания, умения
Умения:_____________________________________
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части
определять этапы решения задачи_______________
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия______________________
определять необходимые ресурсы_______________
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах__________
реализовывать составленный план_______________
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)______
Знания:__________ __________________________
актуальный профессиональный и социальный конте
в котором приходится работать и жить___________
основные источники информации и ресурсы д
ля решения задач и проблем в профессиональном и/
социальном контексте
OK 02
OK 03
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях_________
методы работы в профессиональной и смежных сфера .
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности___________________
Использовать современные Умения:________________________________________
средства поиска, анализа
определять задачи для поиска информации_________
и интерпретации
определять необходимые источники информации
информации,
планировать процесс поиска; структурировать
и информационные
получаемую информацию________________________
технологии для
выделять наиболее значимое в перечне информации
выполнения задач
оценивать практическую значимость результатов
профессиональной
поиска_________________________________________
деятельности
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач_________________________
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач______________
Знания:________________________________________
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности____
приемы структурирования информации_____________
формат оформления результатов поиска информации,
современные средства и устройства информатизации
порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
Планировать
Умения:______________________________________
и реализовывать
определять актуальность нормативно-правовой
собственное
документации в профессиональной деятельности
профессиональное
применять современную научную профессиональную
и личностное развитие,
терминологию
предпринимательскую
определять и выстраивать траектории
деятельность
профессионального развития и самообразования
в профессиональной сфере, выявлять достоинства и недостатки коммерческой иде: 1
использовать знания по
презентовать идеи открытия собственного дела
финансовой грамотности
в профессиональной деятельности; оформлять бизнесв различных жизненных
план
ситуациях
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности__________________________________
презентовать бизнес-идею_______________________
определять источники финансирования___________
Знания:________________________________________
содержание актуальной нормативно-правовой
документации______________________________ ___
современная научная и профессиональная
терминология___________________________________
возможные траектории профессионального развития и
самообразования______
основы предпринимательской деятельности основы
OK 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе и
команде
OK 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального
и культурного контекста
OK 06
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных
сообщений
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности
по специальности
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем
учебной
дисциплины
и
виды
учебнойд
еятельности
Количество
Виды учебной работы
часов
Максимальная учебная нагрузка
Теоретическая нагрузка
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
7
39
37
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
1
2
3
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя
общественная опасность
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Исторические
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского
революционного
террора.
корни и эволюция
терроризма
Практическое занятие №1. Первый теоретик терроризма (М.
Робеспьер). Истоки терроризма в России.
Революционный террор в России (вторая треть XIX — начало XX
вв.).
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Современный
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.
терроризм:
понятие,
Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как
сущность,
один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма
разновидности
в современной России.
Структурные элементы терроризма.
Наименование
разделов и тем
№
урока
Объем
часов
Уровень
освоения
4
5
2
1,2
2
1,2
4
2
2
2
Тема 1.3
Международный
терроризм как
глобальная
геополитическая
проблема
современности
Тема 1.4
Виды
экстремистских
идеологий как
концептуальных
основ идеологии
терроризма
Тема 1.5
Особенности
идеологического
Работа с дополнительным материалом:
http://antiteiTortodav.com/images/docs/jetno-religioznvij-teiTorizmju.m%201 .pdf
Задание: 1. Составить схему «Разновидности терроризма»;
2. Описать природу этнорелигиозного терроризма.
Содержание учебного материала
Сущность
и
идеология
современного
международного
терроризма.
Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.
Содержание учебного материала:
Идеология крайнего национализма (шовинизма).
расизма
Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма.
Содержание учебного материала:
Специфика преступных идеологем террористов
3
2
2
2,3
2
1,2
Идеология
1,2
4
1,2
влияния
террористических
сообществ на
гражданское
население
распространения идеологии терроризма.
Факторы, влияющие на формирование идеологии участников
террористических групп и организаций
Презентация:
- Терроризм и интернет;
- Запрещенные террористические организации в России
Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».
Тема 1.6
Идеология
терроризма и
«молодежный»
экстремизм
Модуль 2. Форм ирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в сов] семенной России
Содержание учебного материала:
Тема 2.1
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере
Современная
противодействия терроризму
нормативно
правовая база
противодействия
1,2
2
1,2
2
1,2
терроризму в
Российской
Федерации
Особенности государственной политики по противодействию
терроризму
в
современной
России.
Юридические
и
организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с
ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма.
Содержание учебного материала:
Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации
от 20 ноября 2013 года. Терроризм как один из основных
источников угроз общественной безопасности в современной
России.
Тема 2.2
Общественная
безопасность как
часть
национальной
безопасности
Российской
Федерации
Модуль 3. Религиозно-политический экстремизм как угроза общественной безопасности
Содержание учебного материала:
Тема 3.1
Идеологи
радикального
ислама
на
Кавказе.
Общая
Религиозно
характеристика.
политический
Геополитическое значение победы над банд формированиями.
экстремизм
«Джамаат шариат» и его лидеры
Проблемы разработки стратегии противодействия экстремизму в
религиозной сфере. Дифференциация религиозно-политического
1,2
6
1,2
1,2
6
1,2
1,2
1,2
Тема 3.2
Противодействие
идеологии
терроризма в
социальных
сетях»
экстремизма на умеренный, радикальный и ультрарадикальный.
Создание Антитеррористических комиссий в субъектах Россий
ской Федерации. Результаты борьбы правоохранительных органов
с религиозно-политическими экстремистами.
Содержание учебного материала:
Роль информационной среды в противодействии терроризму Воз
растание роли информации в современном мире.
Способы выявления признаков экстремизма в текстах СМИ, в се
ти Интернет, митинговой речи, наглядной агитации, в аудио-, ви
део- и текстовых информационных материалах.
"Молодежь против экстремизма". «Чрезвычайные ситуации в го
родском транспорте».
Дифференцированный зачет
1,2
7
1,2
1,2
1,2
2
2,3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 Л . Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
- инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ;
- ПК, проектор, экран.
3.2 Информационное обеспечение обучения Дополнительная
литература:
1. Рахманова Е.А. Методические указания по выполнению практических за- нятий пс
ОП.07в Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма:
учебно-методическое пособие, 2019 г.;
2. Рахманова Е.А. Методические указания по выполнению внеаудиторные
самостоятельных работ по ОП.07в Гражданское население в противодействш
распространения идеологии терроризма: учебно-методическое пособие, 2019 г.;
3. Рахманова Е.А. Контрольно-оценочные средства по ОП.07в Гражданское население г
противодействии распространения идеологии терроризма, 2019 г.;
Интернет-ресурсы:
1. Исторические корни и эволюция терроризма [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://mooc.nspu.ni/pluginfile.php/34/mod resource/content/l/Kaftan Putjatin Istori
cheskie komi terrorizma.pdf
2. Видеолекция. «Современный терроризм: понятие, сущность,
разновидности, способы борьбы» Часть 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mooc.nspu.ru/mod/page/view.php?id=64
3. Видеолекция. «Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности,
способы борьбы» Часть 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http;//mooc.nspu.ru/mod/page/view.php?id=65
4. Видеолекция. «Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности,
способы борьбы» Часть 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://iTiooc.nsnu.ru/mod/page/view.php?id=66
5. Противодействие терроризму. [Электронный ресурс]. - Режим
HOCTyna:http://mooc.nspu.ru/pluginfile.php/64/mod resource/content/l/PROSHIN
Р rotivodei stv ieterrorizmu. pdf
6. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном
заседании Совета Безопасности России: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts;
7. Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения
информационно-пропагандистских кампанийантитеррористической и антиэкстремистской
направленности [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http ://ul gov.ru/page/index/perm 1 ink/id/3 880;
8. Законодательная и нормативно-правовая база по противодействию терроризму.
[Электронный ресурс]
Режим
flOCTyna:http://mooc.nspu.ru/pluginfile.php/84/mod resource/content/l/Zakonodateln
ajai normativno-pravovaja baza.pdf;
9. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/kiberl.htm;
10. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/Gol tem3.htm;
11. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных
условиях [Электронный ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm;
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателе tv
в процессе проведения устного и письменного опроса, тести- рования, а также выполнение
обучающимися индивидуальных заданий, иссле- дований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- проводить поиск информации в источниках
разного типа;
- анализировать информацию, преставленную в разных знаковых системах (текст, таб
лица, карта, схема);
- устанавливать причинно следственные свя
зи;
- участвовать в дискуссиях по проблемам,
формулируя собственную позицию по обсуж
даемым вопросам, используя для аргумента
ции сведения;
- представлять результаты изучения матери
ала в формах реферата, сочинения, исследова
тельского проекта, публичной презентации;
- определять собственную позицию по от
ношению к явлениям современной жизни, ис
ходя из их исторической обусловленности.
Должен знать:
основы и политические технологии
противодействия экстремизму и терроризму,
отличий
террора,
терроризма
и
террористической угрозы, их сущности и
специфики;
- основные законодательные и нормативно
правовые документы в сфере обеспечения
безопасности
и
противодействия
террористической угрозе;
- социокультурные, религиозные и этнические
аспекты антитеррористической политики,
специфики
проявления
фактора
конфессиональной
и
этнической
принадлежности представителей различных
социальных групп в росте террористической
угрозы;
- основы информационно-психологического
воздействия на социум для формирования
антитеррористического сознания и поведения
населения,
механизмов
и
последствий
экстремизма и терроризма;_________________
- механизмы и формы участия институтов
гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму.
Формы и методы контроля и оценки ре
зультатов обучения
- Анализ выполнения
практических работ, заданий к самостоя
тельной работе.
- Анализ оценок за практические работы,
выполненные в рамках освоения разде
лов и тем, и учебной дисциплины.
- Письменная
проверочнаяработа.
- выполнения заданий к
самостоятельной работе, предполагающих
поиск, переработку и представление
учебной информации.
- Оценка подготовленных
таблиц, схем, презентаций.
- Анализ на соответствие
реферата, исследовательского проекта,
публичной презентации.
□ Устные опросы.
□ Оценка реферата,
письменных, практических
работ.
□ Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических
занятиях.
□ Оценка результатов
выполнения письменных тестов.