МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.01 Материаловедение
Профиль получаемой профессии; социально-экономический
Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности
Квалификация выпускника: Технолог-конструктор
Форма обучения: очная
2024г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Протокол № 1 от «30» августа 2024 г
Подпись
Исаадаева Д.А
ФИО
30
Шабанова М. М.
ФИО
августа
2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.01 Материаловедение
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121 )с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Ибрагимова С.А., преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензент: Насуева Г.А. преподаватель ГБПОУ РД «ИПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.01 Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПЦ.01 Материаловедение является обязательной частью
общепрофессионального цикла ПОП в соответствии с ФГОС СПО по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания:
Знания
Умения
Код
Код
Код 1
знаний
ПК,
умений
ок
- ассортимент, область применения
ПК. 1.1
- изображать
и свойства материалов
ОК. 01
материалы в эскизах
ОК. 02
изделий на основе
анализа их свойств
для
конкретного
применения
- текущие модные тенденции и
ПК. 1.3
- выбирать
и
темы в применении к материалам,
ОК.01
применять
ОК. 02
цвету и стилю
материалы
для
ОК. 04
- ассортимент
материалов,
создания
отвечающих модному дизайну, их
высококачественного
свойства, способы применения,
востребованного
требования
по уходу
изделия
- принципы сочетания материалов
- консультировать по
подбору материалов
ПК. 2.2
- поведение
материалов
в
- моделировать
ОК. 01
различных силуэтных линиях,
изделия с учётом
ОК. 02
свойств
правила кроя материалов
ОК. 04
проектируемых
материалов
ПК 3.1.
- выбирать
- технологические,
ОК. 01
рациональные
эксплуатационные и гигиенические
ОК. 02
способы технологии
требования,
предъявляемые
к
ОК. 04
и технологических
материалам
режимов
- свойства различных материалов и
производства
принципы обращения с ними при
изделий
в
раскрое, шитье, влажно-тепловой
зависимости от вида
обработке
и
свойств
- конфекционирование, принципы
материалов.
бережливого производства
- подбирать
комплект материалов
для
изготовления
изделия,
рекомендации
по
уходу за изделием
' Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, необходимых для освоения данной
дисциплины, также можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с
учетом особенностей профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
72
в т.ч. в форме практической подготовки
50
в т. ч.:
теоретическое обучение
22
лабораторные работы (если предусмотрено)
48
Самостоятельная работа 2
Промежуточная аттестация
2
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
Распознавание и исследование свойств
химических текстильных волокон
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы технологии производства тканых материалов
Тема 2.1 Прядомые и Содержание
непрядомые нити
1. Основные процессы прядения.
Классификация пряжи. Свойства и область
применения пряжи, вырабатываемой из
натуральных и химических волокон.
Требования к качеству.
Совершенствование прядильного
производства.
2. Классификация, свойства и область
применения нитей.
Элементарные, комплексные, кручёные,
текстурированные, металлические,
металлизированные нити. Особенности
строения, назначение и свойства нитей.
Требования к качеству нитей.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Исследование образцов пряжи и нитей
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.2
Производство тканей 1. Процесс выработки тканей на ткацком
станке. Требования к качеству.
2. Состав тканей, влияние состава на
внешний вид.
3.Основные процессы отделки тканей.
Специальные виды отделки тканей.
Требования к качеству отделки.
Определение нитей основы и утка,
лицевой и изнаночной сторон тканей.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.3 Строение
тканей. Виды
1.Классификация ткацких переплетений.
ткацких
Графическое изображение и
переплетений
характеристика переплетений. Влияние
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
4
2
ПК.1.1, 1.3,2.2,3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01, ОК.02,
ОК.04
переплетений на внешний вид и свойства
тканей.
2.Основные показатели строения тканей.
Плотность и заполнение тканей.
3.Структура поверхности ткани
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Определение нитей основы и нитей утка,
лицевой и изнаночной сторон тканей
Исследование образцов ткацких
переплетений
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.3 Свойства
тканей
1. Геометрические, механические свойства
тканей.
2. Физические и механические свойства
тканей, их влияние на микроклимат и
самочувствие потребителя
3.Оптические свойства. Художественно
колористическое оформление тканей.
4. Технологические свойства тканей
5. Качество тканей. Определение
сортности тканей
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Комплексная оценка свойств тканей
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3 Классификация и ассортимент материалов для одежды
Содержание
Тема 3.1.
Ассортимент тканей
1. Понятие об ассортименте и об артикуле
тканей
2.Общая характеристика ассортимента
хлопчатобумажных тканей
3.Общая характеристика ассортимента
льняных тканей
4.Общая характеристика ассортимента
шерстяных тканей
5.Общая характеристика ассортимента
шёлковых тканей
6
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
4
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
Тема 3.2.
Ассортимент
трикотажных и
нетканых полотен
Тема 3.3 Ассортимент
натуральных и
искусственных кож и
меха
Тема 3.4 Ассортимент
прикладных
материалов
б.Общая характеристика ассортимента
плащевых и курточных тканей
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Изучение и анализ ассортимента тканей
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1.Классификация, свойства и область
применения трикотажных полотен.
2. Классификация, свойства и область
применения нетканых полотен.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Изучение и анализ ассортимента
трикотажных и нетканых полотен
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1 .Классификация, свойства и область
применения кож для изделий.
2.Классификация, свойства и область
применения меха для изделий.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоязельная работа обучающихся
Содержание
1. Требования, предъявляемые к
подкладочным материалам.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
2. Требования, предъявляемые к
прокладочным материалам.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
3. Утепляющие материалы.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
4
1
ПК.1.1, 13,2.2,3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
4
1
ПК.1.1, 13,2.2,3.1
ОК.01,(Ж.02,
ОК.04
2
ПК.1.1, 13,2.2,3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
4
Изучение и анализ ассортимента
прикладных материалов
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.5 Материалы
Содержание
для скрепления
1 .Виды скрепляющих материалов.
деталей одежды и
Требования, предъявляемые к швейным
одёжная фурнитура
ниткам. Классификация ниток. Клеевые
соединения. Целесообразность
применения ниточных и клеевых
соединений. Требования к качеству.
2.Требования к одежной фурнитуре.
Классификация, свойства и область
применения. Требования к качеству.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Изучение и анализ ассортимента
скрепляющих материалов и фурнитуры
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.6 Отделочные Содержание
материалы
1.Классификация, свойства и область
применения отделочных материалов.
Требования к качеству.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 3.7
Конфекционирование 1 .Подбор материалов для изделия по их
материалов для
назначению и условиям эксплуатации.
изготовления изделия 2.Составление конфекционной карты.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Конфекционирование материалов для
изделия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
OK.Ol, ОК.02,
ОК.04
4
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01,(Ж.02,
ОК.04
2
ПК.1.1, 1.3, 2.2, 3.1
ОК.01,ОК.02,
ОК.04
4
2
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедения», оснащенный в соответствии с п. 6.1.1.2
образовательной программы по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование
и технология изготовления изделий легкой промышленности (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бузов Б.А. Материалы для одежды. Ткани: уч.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2022224с.
2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. - М.
: Издательский центр «Академия», 2022 - 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. - М.
:
Издательский
центр
«Академия»,
2022
288
с.
https://academiamoscow.ru/catalogue/4917/631463/.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бессонова Н.Г. Материалы для отделки одежды: уч.пособие. -М.: ИНФРА-М, 2020
- 144с.
2. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий лёгкой
промышленности - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320с.
3. Жихарев А.И. и др. Материаловедение. Швейное производство - М.: Издательский
центр «Академия», 2005.- 237с.
4. Кирсанова, Е. А. Материаловедение (Дизайн костюма): учебник /Е. А. Кирсанова,
Ю. С. Шустов, А. В. Куличенко, А. П. Жихарев. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М,
2020.
5. Максимюк Е.В. Материаловедение швейного производства: уч. пособие. - Минск,
РИПО, 2019г.-215с.
6. Орленко, Л. В. Конфекционирование материалов для одежды : учебное пособие/
Л. В. Орленко, Н. И. Гаврилова. - Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020.
7.
Стельмашенко В.И.
Практикум
по
материалам
для одежды
и
конфекционированию: уч.пособие. -М. ИНФРА-М, 2019г.-144с
8. Стельмашенко В.И.,
Розаренова Т.В. Материалы для одежды
и
конфекционирование : учебник для академического бакалавриата / В. И. Стельмашенко, Т.
В. Розаренова ; под общ. ред. Т. В. Розареновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2019 — 308 с.
9. Труевцева М.А. Материаловедение. Рабочая тетрадь : уч.пособие- М.. ИНФРА М.
2022г.-316с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения4
Знания:
Ассортимент, область
применения и свойства
материалов
Текущие модные тенденции и
темы в применении к
материалам, цвету и стилю
Ассортимент материалов,
отвечающих модному дизайну,
их свойства, способы
применения, требования по
уходу.
Принципы сочетания
материалов
Поведение материалов в
различных силуэтных линиях,
правила кроя материалов
Критерии оценки
Перечисляет виды
материалов для одежды по
назначению, по составу, по
способу производства.
Определяет область
использования каждого
материала
Формулирует показатели
свойств и критерии их
оценки.
Излагает текущие модные
тенденции и темы в
применении к материалам,
цвету и стилю.
Выделяет материалы,
соответствующие модному
дизайну, даёт
характеристику их свойств
и рекомендации по
применению и уходу
Сочетает материалы по
цветам, фактурам,
свойствам
Анализирует поведение
материалов в различных
силуэтных линиях.
Формулирует, правила
кроя материалов
Формулирует требования к
материалам, показатели
свойств и критерии их
оценки.
Даёт рекомендации по
раскрою, шитью, влажно
тепловой обработке,
конфекционированию.
Излагает принципы
бережливого производства
Технологические,
эксплуатационные и
гигиенические требования,
предъявляемые к материалам.
Свойства различных
материалов и принципы
обращения с ними при раскрое,
шитье, влажно-тепловой
обработке.
Конфекционирование,
принципы бережливого
производства
Умения:
Выполняет эскизы
- изображать материалы в моделей,
эскизах изделий на основе демонстрирующие
анализа их свойств для толщину, драпируемость
конкретного применения
жёсткость материалов,
фактуру
- выбирать
и
применять Производит обоснованный
материала
для
создания подбор основных,
высококачественного
отделочных, прикладных
востребованного
изделия. материалов и фурнитуры
4 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
Методы оценки
Оценка результатов
тестирования
Устный опрос
Оценка результатов
выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов
тестирования
Экспертная оценка по
результатам наблюдения за
деятельностью обучающегося в
процессе освоения учебной
дисциплины
Устный опрос
Оценка результатов
тестирования
Оценка результатов
тестирования
Устный опрос
Оценка результатов
выполнения лабораторных
работ
Оценка результатов
выполнения лабораторной
работы
Оценка результатов
выполнения лабораторной
работы